«Многорукий бандит» – это название алгоритма для корректировки поисковой выдачи. Его действие проявляется в резком изменении позиции сайтов: топовые ресурсы в выдаче Яндекса внезапно покидают свои места на первой странице выдачи, а вместо них в ТОПе появляются новые ресурсы. Через некоторое время большинство ресурсов возвращаются на прежние позиции.
Впервые Яндекс применил данный алгоритм летом 2015 года. Позже на конференции Optimization 2015 представитель Яндекса, Екатерина Гладких, объявила о запуске “Multi-Armed Bandits” (в переводе с английского - «Многорукий бандит») - алгоритма рандомизации выдачи, целью которого является повышение качества поиска.
Традиционно для ранжирования использовалась информация о характеристиках сайта, полученная поисковой системой непосредственно при его индексировании, которая дополнялась сигналами пользовательского поведения. В результате произошла «консервация» поисковой выдачи, когда ТОП-10 практически всегда занимали одни и те же ресурсы. Новые ресурсы не могли с ними конкурировать и занимали позиции вне зоны видимости пользователей. Это не позволяло им накопить поведенческие факторы и не давало Яндексу возможности оценить реальную полезность новых ресурсов, чтобы присвоить им соответствующие позиции.
Для исправления такой ситуации и был создан алгоритм «Многорукий бандит», который осуществлял периодическое подмешивание в ТОП-10 поисковой выдачи новых страниц, чтобы пользователи могли оценить их качество.
Когда алгоритм выбирает какой-либо сайт для показа в ТОПе, он как будто дергает ручку игрового автомата (так называемого «Однорукого бандита»). Его «выигрыш» - это выбор полезного качественного ресурса, на который будут кликать пользователи.
Поскольку таких ссылок – «ручек» в выдаче много, алгоритм называется «Многоруким бандитом», цель которого - установить наиболее выигрышную комбинацию сайтов в поисковой выдаче.
Главной задачей «Многорукого бандита» остается не только увеличение рандомности (случайности) выдачи, но и сохранение высокого качества поиска, поэтому и перетасовка сайтов происходит не совсем случайно, а по определенному алгоритму.
Поисковая выдача перемешивается дозированно, чтобы сохранить ее релевантность. Выбираются только те ресурсы, которые дают релевантный ответ на запрос. Таким образом, результаты выдачи становятся более разнообразными за счёт добавления новых, но при этом соответствуют запросу пользователей.
Для оценки ресурсов собираются поведенческие сигналы с максимального количества сайтов, ранжирующихся по тому или иному запросу. Например, учитываются такие действия пользователей, как время пребывания на страницах, клики на предлагаемые ссылки (т. е. является ли контент интересным).
К проявлениям работы именно данного алгоритма относятся:
Важно отличать действие «Многорукого бандита» от других факторов — например, наложения фильтров Яндекса. Если сайт внезапно упал на 30 и более позиций, а обратно не вернулся — скорее всего, стоит искать причину в переоптимизации, некорректном ссылочном продвижении или других действиях, подпадающих под санкции поисковой системы.
По мнению представителей Яндекса, использование «Многорукого бандита» дает очевидный положительный эффект.
Слайд из презентации Екатерины Гладких «Практика детерминированного хаоса»
Пользователи получают большее разнообразие ответов на свои запросы, новые сайты – шанс быстро достичь топовых позиций, а поисковая система – более полную и точную информацию о качестве ресурсов.
В то же время есть и те, кто считает себя проигравшими от введения нового алгоритма. Это, в первую очередь, сайты, давно и заслуженно обосновавшиеся на первых местах поисковой выдачи. В результате действий «Многорукого бандита» они теряют, пусть даже на время, свое положение и трафик. Особенно это может ударить по коммерческим ресурсам, ведущим сезонный бизнес, который тесно привязан к временным рамкам, в отличие от информационных.
Жертвами «Многорукого бандита» становятся и многие SEO-специалисты, чьи усилия по продвижению сводятся на нет, когда сайт покидает ТОП выдачи, несмотря на соответствие всем требованиям поисковой системы.
Успешное продвижение сайта в этих условиях подразумевает принятие следующих мер:
Тестирование нового подхода к определению релевантности документов
https://webmaster.yandex.ru/blog/20999
Гладких, Екатерина «Практика детерминированного хаоса»
http://files.runet-id.com/2015/optimization/presentations/26nov.optimization15-4--gladkih.pdf