Многорукий бандит Яндекса - обзор от сервиса Labrika
close
22 июля 2019

«Многорукий бандит» Яндекса

«Многорукий бандит» – это название алгоритма для корректировки поисковой выдачи. Его действие проявляется в резком изменении позиции сайтов: топовые ресурсы внезапно покидают свои места на первой странице выдачи, а вместо них в ТОПе появляются новые сайты. Через некоторое время большинство ресурсов возвращаются на прежние позиции.

Впервые Яндекс применил данный алгоритм летом 2015 года. Позже на конференции Optimization 2015 представитель Яндекса, Екатерина Гладких, объявила о запуске Multi-Armed Bandits” (в переводе с английского - «Многорукий бандит») - алгоритма рандомизации выдачи, целью которого является повышение качества поиска.

Причины появления «Многорукого бандита»

Традиционно для ранжирования использовалась информация о характеристиках сайта, полученная поисковой системой непосредственно при его индексировании, которая дополнялась сигналами пользовательского поведения на сайте. В результате произошла «консервация» поисковой выдачи, когда ТОП-10 практически всегда занимали одни и те же сайты. Новые ресурсы не могли с ними конкурировать и занимали позиции вне зоны видимости пользователей. Это не позволяло им накопить поведенческие факторы и не давало Яндексу возможности оценить реальную полезность новых ресурсов, чтобы присвоить им соответствующие позиции.

Для исправления такой ситуации и был создан алгоритм «Многорукий бандит», который осуществлял периодическое подмешивание в ТОП-10 поисковой выдачи новых страниц, чтобы пользователи могли оценить их качество.

Почему поисковый алгоритм назвали «Многоруким бандитом»?

Когда алгоритм выбирает какой-либо сайт для показа в ТОПе, он как будто дергает ручку игрового автомата (так называемого «Однорукого бандита»). Его «выигрыш» - это выбор полезного качественного ресурса, на который будут кликать пользователи.

Поскольку таких ссылок – «ручек» в выдаче много, алгоритм называется «Многоруким бандитом», цель которого - установить наиболее выигрышную комбинацию сайтов в поисковой выдаче.

Принцип действия

Главной задачей «Многорукого бандита» остается не только увеличение рандомности (случайности) выдачи, но и сохранение высокого качества поиска, поэтому и перетасовка сайтов происходит не совсем случайно, а по определенному алгоритму.

Поисковая выдача перемешивается дозированно, чтобы сохранить ее релевантность. Выбираются только те сайты, которые дают релевантный ответ на запрос. Таким образом, результаты выдачи становятся более разнообразными за счёт добавления новых сайтов, но при этом соответствуют запросу пользователей.

Для оценки ресурсов собираются поведенческие сигналы с максимального количества сайтов, ранжирующихся по тому или иному запросу. Например, учитываются такие действия пользователей, как время пребывания на сайте, просмотр страниц, клики на предлагаемые ссылки.

Характерные признаки «Многорукого бандита»

К проявлениям работы именно данного алгоритма относятся:

  • внезапное проседание или рост позиций сайта;

  • такое же резкое возвращение позиций – как правило, в течение 2–6 дней;

  • однонаправленность изменений для сайта в целом – происходит либо рост, либо снижение позиций по большей части запросов;

  • положение ресурса в выдаче меняется в диапазоне от 5 до 30 позиций: конечная амплитуда колебаний во многом определяется степенью релевантности документа запросу и уровнем конкуренции по нему, но в среднем, составляет примерно 5 - 30 позиций. При низкой информативности сайта, амплитуда его перемещений в поисковой выдаче будет уменьшаться.

Важно отличать действие «Многорукого бандита» от других факторов — например, наложения фильтров Яндекса. Если сайт внезапно упал на 30 и более позиций, а обратно не вернулся — скорее всего, нужно искать причину в переоптимизации, некорректном ссылочном продвижении или других действиях, подпадающих под санкции поисковой системы.

Результаты внедрения алгоритма

По мнению представителей Яндекса, использование «Многорукого бандита» дает очевидный положительный эффект.

Слайд из презентации Екатерины Гладких «Практика детерминированного хаоса»

Пользователи получают большее разнообразие ответов на свои запросы, новые сайты – шанс быстро достичь топовых позиций, а поисковая система – более полную и точную информацию о качестве ресурсов.

В то же время есть и те, кто считает себя проигравшими от введения нового алгоритма. Это, в первую очередь, сайты, давно и заслуженно обосновавшиеся на первых местах поисковой выдачи. В результате действий «Многорукого бандита» они теряют, пусть даже на время, свое положение и трафик. Особенно это может ударить по коммерческим ресурсам, ведущим сезонный бизнес, который тесно привязан к временным рамкам.

Жертвами «Многорукого бандита» становятся и SEO-специалисты, чьи усилия по продвижению сводятся на нет, когда сайт покидает ТОП выдачи, несмотря на соответствие всем требованиям поисковой системы.

Продвижение сайтов после появления «Многорукого бандита»

Успешное продвижение сайта в этих условиях подразумевает принятие следующих мер:

  • чтобы отчетность по позициям не пострадала от действий Многорукого бандита, целесообразно проверять и собирать позиции не реже 4 раз в месяц;

  • поскольку алгоритм может привести к колебаниям положения ресурса в выдаче (иногда даже в течении дня сайт может попасть в ТОП и выпасть из него), оптимизаторам нужно заранее предупредить заказчика об этом, чтобы избежать претензий с их стороны.

  • использование широкого семантического ядра и продвижение по низкочастотным запросам - это не только защитит ресурс от выпадения из выдачи и потери трафика при действии «Многорукого бандита», но и улучшит поведенческие характеристики сайта;

Официальные источники Яндекса по «Многорукому бандиту»

Тестирование нового подхода к определению релевантности документов
https://webmaster.yandex.ru/blog/20999

Gathering Additional Feedback on Search Results by Multi-Armed Bandits with Respect to Production Ranking
http://www.www2015.it/documents/proceedings/proceedings/p1177.pdf

Гладких, Екатерина «Практика детерминированного хаоса»
http://files.runet-id.com/2015/optimization/presentations/26nov.optimization15-4--gladkih.pdf

Будет интересно Узнать больше про Labrika

Labrika увеличивает продажи и посещаемость сайтов. Проверяет страницы сайта на более чем 180 параметров, сканирует конкурентов и даёт рекомендации как увеличить целевой трафик с поисковых систем и исправить ошибки, которые приводят к потере пользователей.

Подробнее о Labrika