Алгоритм поисковой системы — это формула, по которой она находит и ранжирует релевантные ответы на конкретный запрос пользователя.
Работа поискового алгоритма основана на анализе множества факторов, показывающих ценность веб-ресурсов и их содержимого для пользователей.
Первоначально главным фактором ранжирования сайтов в Google была релевантность контента страницы запросу пользователя, которая определялась по вхождениям слов из этого запроса в мета-теги и тексты, Кроме того, позиция страницы в результатах поиска зависела от количества ведущих на неё ссылок.
Сегодня для ранжирования документов в Google используется искусственный интеллект, подбирающий подходящий по смыслу документ даже при отсутствии в его заголовке ключевых слов из запроса.
Поисковая выдача стала персонализированной и зависит теперь не только от качества, релевантности и авторитетности сайта и возраста домена, но и от местонахождения пользователя и его персональных интересов, а также от комплекса поведенческих факторов. Если, например, при переходе на страницу веб-ресурса посетители сразу же покидают его, то поисковая система расценивает такой сайт как неинтересный для интернет-сообщества и понижает его позиции в результатах поиска.
Появление огромного количества сайтов, в том числе спамных, использующих нечестные методы продвижения, вынуждало поисковые системы совершенствовать свои алгоритмы. Сейчас поисковый алгоритм Google включает примерно 200 факторов, которые влияют на ранжирование и продолжает регулярно обновляться.
Однако многие из этих изменений и связанные с ними факторы компания держит в секрете, чтобы избежать их использования для манипуляции результатами поиска. Публично объявляется только о наиболее значимых обновлениях алгоритма.
https://moz.com/google-algorithm-change
Первое официально объявленное изменение алгоритма Google. Обновления становятся ежемесячными. Изменения алгоритма в них сочетались с обновлениями индекса (так называемый «Google Dance»).
https://moz.com/google-algorithm-change
Фильтруются сайты со скрытыми ссылками и текстами, со ссылками с сайтов-дорвеев, принадлежащих одному владельцу.
https://www.mattcutts.com/blog/explaining-algorithm-updates-and-data-refreshes/
Обновление поисковой выдачи стало происходить не ежемесячно, а почти каждый день. В результате изменения стали не такими резкими.
https://www.searchenginewatch.com/2003/09/02/search-engine-size-wars-googles-supplemental-results/
Страницы, которые Google считал малоинформативными или дублирующими, заносились в дополнительный индекс. Позже от Supplemental Index отказались – он был интегрирован в основную базу.
https://www.searchenginewatch.com/2003/12/07/what-happened-to-my-site-on-google/
Из выдачи отфильтрованы некачественные сайты, перенасыщенные ключевыми словами, неуникальным контентом, покупными внешними ссылками. Считается, что это обновление положило начало профессиональному SEO.
https://www.sitepoint.com/brandy-google-update/
Обновление включало масштабное расширение индекса, скрытое семантическое индексирование (LSI), учет релевантности анкорного текста и тематическую близость сайтов-доноров и акцепторов ссылок.
Введение атрибута «nofollow» для закрытия от индексации спамных ссылок.
https://googleblog.blogspot.com/2005/06/search-gets-personal.html
Персонализация поисковой выдачи на основе истории запросов пользователя.
https://searchengineland.com/google-20-google-universal-search-11232
Google добавляет в поисковую выдачу результаты из блоков новостей, видео, изображений, локального и других видов специализированного поиска.
https://searchengineland.com/googlecom-finally-gets-google-suggest-feature-14626
При вводе запроса в поисковую строку появляется список аналогичных фраз, использованных в поиске ранее.
https://googleblog.blogspot.com/2010/06/our-new-search-index-caffeine.html
Новая система веб-индексации – не по слоям, а параллельно - по мере нахождения новых страниц или обновления информации на старых. Теперь свежие данные появляются в индексе гораздо быстрее.
https://www.wired.com/2011/03/the-panda-that-hates-farms/
Пессимизация «ферм» контента, сайтов с неуникальным, бесполезным, некачественным содержимым Алгоритм несколько раз обновлялся, в 2016 г. включен в основную формулу ранжирования. Подробнее см. статью об алгоритме «Панда» в блоге «Лабрики».
https://search.googleblog.com/2012/01/page-layout-algorithm-improvement.html
Алгоритм понижает позиции ресурсов, на которых реклама занимает значительную часть страницы и затрудняет доступ к основному контенту.
https://moz.com/blog/understand-and-rock-the-google-venice-update
Учет местоположения пользователя - в разных регионах предоставляются различные результаты поиска по геозависимым запросам.
https://searchengineland.com/google-launches-update-targeting-webspam-in-search-results-119295
Пессимизация сайтов, использующих технологии веб-спама для манипуляции результатами поиска (массовая закупка ссылок, неестественные анкоры, переспам страниц ключевыми фразами и т. п.). После нескольких обновлений «Пингвин» стал частью основного поискового алгоритма Google. Подробнее об алгоритме «Пингвин» - см. в статье нашего блога.
https://search.googleblog.com/2012/05/introducing-knowledge-graph-things-not.html
Семантическая технология и база знаний, используемая для повышения качества поисковой выдачи. Граф знаний предоставляет структурированную и подробную информацию по теме запроса, которая дополняет список сайтов в результатах поиска. Теперь пользователи могут получать ответы на вопросы прямо на странице выдачи, не переходя на другие сайты.
https://searchengineland.com/dmca-requests-now-used-in-googles-ranking-algorithm-130118
Понижение позиций сайтов, нарушающих авторские права. В октября 2014 г. Вышло обновление алгоритма - Pirate 2.0.
https://searchengineland.com/low-quality-exact-match-domains-are-googles-next-target-134889
Обновление алгоритма, которое понижает рейтинг некачественных доменов с точным вхождением поискового запроса.
https://searchengineland.com/google-hummingbird-172816
Новый алгоритм позволил находить страницы по сложным многословным и «разговорным» запросам. Для этого использовалось понимание смысла и исследование конструкции запроса, определение местоположения пользователя и др.
https://searchengineland.com/google-makes-significant-changes-local-search-ranking-algorithm-197778
Корректировка локального поиска - по геозависимым запросам выше ранжируются ближайшие к пользователю результаты.
https://webmasters.googleblog.com/2015/02/finding-more-mobile-friendly-search.html
Приоритет в мобильном поиске получают сайты, которые имеют версию, адаптированную для мобильных устройств.
https://searchengineland.com/faq-all-about-the-new-google-rankbrain-algorithm-234440
Применение технологии машинного обучения для определения тематики запроса. RankBrain позволяет находить релевантные ответы по смыслу, даже без буквального совпадения ключевых слов в запросе и в документе.
https://webmasters.googleblog.com/2018/01/using-page-speed-in-mobile-search.html
Скорость загрузки веб-страницы становится фактором ранжирования для мобильного поиска.
https://www.seroundtable.com/google-medic-update-26177.html
Улучшение поиска по сайтам YMYL (your money or your life), т. е. касающихся вопросов здоровья, финансов или безопасности.
https://blog.google/products/search/search-language-understanding-bert
Улучшение обработки запросов на естественном языке при помощи нейросетей. Теперь при определении смысла запроса учитывается контекст всего предложения, включая предлоги.
Подробнее об алгоритме BERT вы можете прочитать в статье нашего блога-руководства для SEO специалистов. Page Experience - 2021 Новый алгоритм дает оценку удобства использования и безопасности сайта для посетителей. Таким образом, пользовательский опыт и поведенческие факторы как никогда оказывают влияние на продвижение сайтов в данный момент.