В 2009 году Яндекс создал новый алгоритм ранжирования сайтов, дающий пользователям возможность быстро находить информацию, привязанную к их местности, а компаниям — эффективно продвигаться в регионах. Теперь поисковик учитывает локальную привязку и отдаёт предпочтение сайтам, которые наиболее соответствуют запросу с географической точки зрения.
Преимущества регионального продвижения:
близость целевой аудитории;
быстрое продвижение за счёт низкой конкуренции;
доверие потенциальных клиентов;
небольшие бюджеты на внешнее продвижение.
Перед выбором стратегии продвижения сайта проанализируйте состав его семантического ядра. Речь о региональном продвижении может идти в том случае, если геозависимых запросов больше.
До 70% всех запросов пользователей к Яндексу носит общий характер, то есть для них региональная принадлежность поисковой выдачи не имеет значения. Остальные 30% подразумевают локальную привязку. В связи с этим поисковик разделяет запросы на геозависимые и геонезависимые.
Если поисковая выдача привязана к определённой местности, запрос называется геозависимым. Если же у пользователей всех регионов выдача по одному и тому же запросу совпадает, такой запрос называют геонезависимым.
Геонезависимыми являются запросы, по которым люди ищут информацию, не зависящую от конкретного региона, например: «рецепт пельменей», «определение корней квадратного уравнения», «столица Канады», «смотреть сериалы онлайн».
Важно понимать, что к этой же группе относятся запросы с топонимами (названиями географических объектов): «купить чемодан в Новосибирске», «заказать такси в Омске» и т. п. Если пользователи, находясь в разных городах, запрашивают информацию, допустим, о заправках в Иркутске, результаты поиска у них будут совпадать.
Большая часть геозависимых запросов носит коммерческий характер - чаще всего это заказ товаров и услуг. Однако, есть и некоммерческие: поиск адреса организации, местные мероприятия и события, местные достопримечательности и т. п.
Для проверки запроса на геозависимость нужно ввести его в поисковую строку и посмотреть выдачу. Если на странице результатов поиска присутствуют сниппеты с указанием вашего региона, то такой запрос является геозависимым.
В Яндексе вы можете посмотреть, какой будет выдача и в других регионах, отличных от вашего — просто поменяйте название города в левом верхнем углу страницы поиска и наберите тот же запрос.
Есть ещё один хитрый способ проверки запроса в Яндекс. URL-адрес выдачи по запросу пользователя содержит параметр lr, значение которого указывает на конкретный регион (список часто используемых идентификаторов можно посмотреть в документации Яндекс). Измените его и посмотрите, изменилась ли выдача.
Если произошли изменения, то запрос геозависимый, если выдача осталась прежней — геонезависимый. Например, проверка запроса «заказать пиццу» доказывает его геозависимость.
Для проверки большого количества запросов обращайтесь к специальным программам и сервисам.
Помогите поисковым системам понять, что ваш сайт относится к конкретному региону.
Пропишите регион в заголовках Title страниц. Учтите, что именно Title отображается в результатах выдачи в качестве ссылки, ведущей на ваш сайт, а значит он должен быть информативным и максимально отражать суть страницы, которой принадлежит.
Используйте топонимы в текстах и описаниях. Только без фанатизма — нельзя производить оптимизацию под поисковых роботов. Плохой пример: «Мы в Рязани делаем сковородки, которые вы можете купить в Рязани, если вы из Рязани». Этот путь приведёт к санкциям за переоптимизацию. Все тексты должны быть написаны для людей. Можно прописать адрес офиса в подвале вашего сайта — так вы получите адекватное упоминание города на каждой странице.
Создайте страницу «Контакты». На ней разместите адрес офиса, карту проезда, региональные номера телефонов (желательно городские, а не мобильные). Не будут лишними и юридические данные.
Добавьте регион в Яндекс.Вебмастере. После добавления сайта и подтверждения прав на него, появится возможность прописать регион. Яндекс может и сам автоматически определить регион сайта, но лучше сделать это вручную, чтобы избежать ошибок. Учтите, что так в Вебмастере можно задать только один регион.
Модератор Яндекса вручную проверит, действительно ли сайт относится к указанному вами региону. Если на сайте нет никакой информации, кроме небольшого упоминания в тексте, то регион не будет присвоен.
Добавьте адрес в Яндекс.Справочник. Укажите название компании, адрес, часы работы, контакты и виды деятельности, подтвердите права на организацию. После проверки модератором информация о компании появится в Справочнике и в Яндекс.Картах, а название региона отразится в разделе «Региональность» Вебмастера.
Добавьте информацию о компании в Google My Business. После заполнения всех полей вам придёт письмо с кодом подтверждения от Google.
Закупите ссылки с региональных сайтов. Поисковик учитывает, является ли ваш сайт цитируемым внутри заданного региона.
Если ваша компания представлена в интернете недавно, начинайте её продвижение с одного региона, действуйте от простого к сложному. Лишь убедившись, что сайт уже неплохо ранжируется по геозависимым запросам, имеет смысл постепенно расширять региональное присутствие компании внутри России.
Теоретически понятно, что задачи, которые решались на первом уровне, нужно распространить и на дальнейшее продвижение, то есть для каждого региона желательно обеспечить:
геопривязку на уровне URL;
включение в тексты ключевых фраз типа [запрос+топоним];
цитирование внутри региона и вхождение топонима в анкоры;
указание региона в Яндекс.Вебмастере, Яндекс.Справочнике и Google My Business.
Но Яндекс.Вебмастер позволяет указать вручную лишь один регион для сайта. Вариант «Без региона» выбирать нельзя — он не пройдёт модерацию, потому что приемлем только для информационных ресурсов и сайтов общей тематики. Выбрать регион «Россия» могут позволить себе лишь крупные интернет-порталы, которые имеют высокую посещаемость и хорошие поведенческие факторы. Небольшой интернет-магазин при таком выборе утонет в море конкуренции — в поисковой выдаче он всегда будет уступать позиции крупным и местным игрокам.
В качестве работающих стратегий выхода на несколько регионов SEO-специалисты предлагают следующие варианты:
создание региональных разделов внутри основного сайта.
Например, sample.com/moscow; sample.com/volgograd;
создание региональных поддоменов;
Например, moscow.sample.com; volgograd.sample.com;
мультирегиональный сайт без поддоменов и папок.
Рассмотрим подробнее каждый способ, обозначим плюсы и минусы и выясним, какой из них в каком случае лучше использовать.
Если у компании есть филиалы в нескольких городах, то контент, который относится к дополнительным регионам, можно распределить по отдельным директориям, не вынося за пределы основного сайта. URL страниц региональных разделов должны содержать соответствующие топонимы, написанные транслитом.
Адреса всех филиалов нужно добавить в Яндекс.Справочник — это улучшит позиции сайта в региональной поисковой выдаче. Сервис позволяет вносить до 7 регионов. После подтверждения модерацией их список появится и в Яндекс.Вебмастере.
Под каждый регион создаётся свой поддомен. Этот способ, в отличие от предыдущего, не требует наличия реальных адресов, он позволяет каждому поддомену присвоить свой регион в Яндекс.Вебмастере. Используя эту стратегию, следует избегать дублированного контента. Такое решение хорошо реализовано, к примеру, на сайтах с вакансиями: дизайн одинаковый, логотип тот же, а вакансии в каждом городе свои.
Чтобы Яндекс не склеил поддомены с главным зеркалом сайта, нужно:
Подтвердить права на каждый поддомен и добавить их в Яндекс.Вебмастер.
В Вебмастере каждому поддомену присвоить свой регион.
Указать главное зеркало сайта.
Создать для каждого поддомена отдельный файл robots.txt.
Создать для каждого поддомена отдельную карту сайта sitemap.xml.
Прописать новые Title, Description и H1 для каждого поддомена.
На странице «Контакты» добавить адреса и телефоны, соответствующие региону.
Уникализировать тексты, например, описания товаров. Можно добавить местные новости, форум, отзывы местных клиентов.
Яндекс приветствует создание поддоменов, но предупреждает: «Размещайте на поддомене контент отличный от содержимого основного домена. Если содержимое будет полностью дублироваться или незначительно различаться, то один из адресов будет признан неглавным зеркалом другого. Таким образом, роботы Яндекса начнут воспринимать два сайта как один. В результате сайт, признанный неглавным зеркалом, перестанет участвовать в результатах поиска».
Магический вариант — когда сайт мимикрирует под регион пользователя. Чудесным образом жителю Вологды показывается версия сайта с вологодскими контактами и товарами, а пермяку — с пермскими. Причём нет никаких поддоменов или директорий под каждый отдельный регион — контент автоматически меняется в зависимости от того, в каком регионе сделан запрос. Казалось бы, универсальный вариант, почему бы всем его не использовать?
Здесь имеются серьёзные подводные камни. Поисковый робот может проиндексировать только одну версию сайта, для какого-то одного региона, проигнорировав все остальные. Поэтому нужно проследить за тем, чтобы все страницы сайта были доступны для робота вне зависимости от IP-адреса, и постоянно контролировать индексацию.
Версия сайта "Эльдорадо" в Перми
Версия сайта "Эльдорадо" в Хабаровске
К сожалению, универсального решения по выбору стратегии продвижения не существует — она может отличаться даже для сайтов одного и того же типа. Тем не менее, определиться с вариантом поможет анализ ключевых факторов:
Основной принцип регионального ранжирования поисковой выдачи в Google тот же, что и в Яндексе: по геозависимому запросу в первую очередь показываются результаты с привязкой к региону пользователя. Разница — в способах определения типа запроса.
Если Яндекс чётко делит запросы на две группы, геозависимые и геонезависимые, то Google распределяет запросы по шкале геозависимости, то есть запрос может быть в большей или меньшей степени геозависимым. На самом деле в Google расстояние от адреса компании до пользователя – это всего лишь фактор, поэтому в результатах выдачи может быть много трастовых сайтов.
Отсюда следует, что поисковики могут оценивать один и тот же запрос по-разному. К примеру, запрос «сколько стоит подстричься» Яндекс распознаёт как геозависимый, а поисковая выдача Google — нет.
Чтобы сузить привязку домена до города, нужно добавить свой сайт в каталог «Google Мой бизнес». Кстати, наличие в «Google Мой бизнес» оценок и отзывов повышает шансы оказаться в первых строчках результатов поиска. Большой преимущество для ранжирования в Google также имеют те сайты, на которых указаны адреса и телефоны с городским кодом. Кроме того, для более точной геопривязки сайта к конкретному региону Google, как и Яндекс, учитывает IP-адрес и соответствующие упоминания на страницах сайта и во входящих ссылках.
Исходя из вышесказанного, понятно, что задача продвижения на несколько регионов России через Google особенно сложна для тех компаний, которые выбрали стратегию поддоменов. Как правило, процесс заходит в тупик уже на стадии привязки региона к каждому поддомену через «Google Мой бизнес», так как большинство организаций не могут предоставить фактические адреса и подтвердить код. Выход — создание локальных папок на основном домене.
В любом случае, продвигая свой проект в нескольких регионах, не ограничивайтесь Яндексом, не отказывайтесь от огромного поискового трафика Google. Всегда можно найти эффективный способ сочетания стратегий продвижения через оба поисковика.