close
menu
labrika
blog-icon
Июль 2, 2019

Спам фильтр Penguin (Пингвин) и другие ссылочные алгоритмы пессимизации Google

«Пингвин» - это алгоритм поисковой системы Google, направленный против веб-спама и манипулирования ссылочной массой с целью повышения рейтинга. Он был запущен в апреле 2012 года и дополнил алгоритм "Панда", созданный годом ранее для снижения позиций сайтов с некачественным контентом.

Обновления Google Penguin

  • 24 апреля 2012 г. вышло первое обновление;
  • Penguin 1.1 - 25 мая 2012 года;
  • Penguin 1.2 - 5 октября 2012 года;
  • Penguin 2.0 - 22 мая 2013 года;
  • Penguin 2.1 - 4 октября 2013 года;
  • Penguin 3.0 - 17 октября 2014 года;
  • Penguin Everflux - 10 декабря 2014 года;
  • Penguin 4.0 Announcement - 23 сентября 2016 года;
  • Penguin 4.0, Phase - 27 сентября 2016 года;
  • Penguin 4.0, Phase 2 - 6 октября 2016.

После выхода обновления 4.0 "Пингвин" стал частью основного алгоритма Google и работает в режиме реального времени.

Сейчас «Пингвин» не наказывает ресурс за спамные ссылки, а только обесценивает и игнорирует их. Сайт может потерять позиции, если они были обеспечены такими ссылками.

После обновления 2016 года «Пингвин» распознает сигналы ранжирования на уровне отдельных страниц или разделов сайта и не переносит их на весь ресурс.

Как заявлял представитель Google Гарри Иллис, если Google обнаружит, что сайт систематически продвигается спамными методами, то будут приняты более жесткие ручные санкции. Сообщение об этом приходит в Google Search Console.

Хотя спам-ссылки теперь игнорируются поисковой системой, представители Google все же рекомендуют использовать инструмент отклонения внешних ссылок Disavow Tool. для восстановления сайта после санкций «Пингвина».

Многие обновления Google, которые называют ссылочными фильтрами, сейчас входят, как и «Пингвин», в алгоритм поисковой системы и выступают как сигналы ранжирования.

В данной статье представлены описанные в официальных источниках Google факторы пессимизации "Пингвина" и других ссылочных фильтров, входящих в поисковый алгоритм системы, а также показатели, рекомендованные для учета экспертам-асессорам при оценке качества ссылок вручную.

Список факторов ссылочной пессимизации Google

Содержание анкоров

  1. Избыток спамных анкоров, то есть текста ссылок, насыщенного ключевыми словами, является основным сигналом для наложения «Пингвина» вручную, особенно, если большая часть анкор-листа – прямые вхождения продвигаемых коммерческих запросов.
    Первоисточник: [1, 3, 4, 5, 7].

  2. Несоответствие тематики исходящих ссылок фактическому содержанию страницы. Наличие нетематических исходящих ссылок на сайте выглядит неестественно и может быть признаком их продажи или других манипуляций.

    Следует избегать в анкорах слов, не имеющих отношения к теме или контенту страницы, на которую ведет ссылка. Текст ссылки должен хотя бы в общем описывать содержание страницы, на которую она ведет.
    Первоисточник: [1, 5, 7].

  3. Частое использование URL страницы в качестве текста ссылки - Google рекомендует использовать в анкоре текст, раскрывающий содержание страницы.
    Первоисточник: [5].

Покупка и обмен ссылками

  1. Покупка на других веб-ресурсах ссылок, которые учитываются системой PageRank, искусственно повышает вес и авторитетность сайта. Под покупкой подразумевается выплата денег или предоставление товаров и услуг за размещение ссылок, а также содержащих их сообщений.

    Чтобы предотвратить наложение санкций, нужно помечать промо-ссылки атрибутом «nofollow».
    Первоисточник: [3, 4, 5, 8, 10].

  2. Рассылка спама с запросами ссылок на сайты родственной тематики.
    Первоисточник: [5].

  3. Участие в схемах обмена ссылками, нарушающих рекомендации Google для веб-мастеров, с целью оказать влияние на PageRank или повысить рейтинг сайта в результатах поисковой выдачи. Это касается как входящих ссылок, которые ведут на сайт, так и размещенных на нем исходящих.
    Первоисточник: [3, 4, 7, 16].

    К схемам обмена ссылками относятся:

    • чрезмерный взаимный обмен ссылками между сайтами;
    • партнерские страницы, служащие исключительно для перекрестного обмена ссылками;
    • спам-фермы - группы спамных страниц с перекрестными ссылками, созданные для продвижения;
    • размещение ссылки на другом сайте таким образом, что владелец стороннего ресурса не может заблокировать ее влияние на PageRank;
    • автоматизированное создание ссылок с помощью специальных программ и сервисов.

Искусственные ссылки, размещенные на сайте без разрешения его владельца

Такие ссылки создаются с рекламной целью, а также применяются для введения в заблуждение пользователей и поисковых роботов или для повышения рейтинга PageRank.
Первоисточник: [3, 5, 7].

Наиболее часто встречаются следующие виды:

  • рекламные объявления, оплачиваемые за содержащиеся в них ссылки, которые передают PageRank (ссылки на ресурс рекламодателя с платой за клик, не передающие PageRank, не нарушают правила Google);
  • ссылки с анкорами, оптимизированными для поисковых систем, размещенные в статьях на сторонних ресурсах;
  • ссылки низкого качества из каталогов и сервисов закладок;
  • заспамленные ключевыми словами, скрытые или низкокачественные ссылки в виджетах, отображаемых на сайтах;
  • ссылки, оставленные посетителями в разделах сайта, где может написать пост любой желающий (в комментариях, отзывах, на форумах, в гостевых книгах и др.);
  • ссылки, проставляемые в нижних колонтитулах или шаблонах различных сайтов.

Маскировка ссылок

Использование скрытых ссылок для оказания влияния на рейтинг сайта является нарушением рекомендаций Google для веб-мастеров. Пользователи должны легко отличать обычный текст от текста ссылок. В противном случае они могут не заметить их или нажать на них случайно.
Первоисточник: [5, 9].

Основные способы маскировки:

  • использование в качестве текста ссылки одного незаметного символа (например, дефиса в середине абзаца);
  • использование для маскировки мелкого шрифта, однопиксельного изображения;
  • расположением в неподходящем месте (например, на месте навигационных ссылок);
  • маскировка цветом фона, оформление с помощью CSS или другими способами, при котором ссылки сливаются с обычным текстом.

Количество ссылок

  1. Слишком много внешних ссылок.

    Санкции в первую очередь накладывается на сайты, которые специально создаются, чтобы продавать места для размещения ссылок на своих страницах (так называемые линко-помойки). В зоне риска оказываются ресурсы, на одной странице которых находится большое количество внешних ссылок, особенно если они не связаны тематически. Ссылки перестают передавать вес, сам сайт понижается в поисковой выдаче, а страницы выпадают из индекса.

    Мэтт Каттс, глава отдела Google по борьбе с веб-спамом, утверждает: "хорошее практическое правило заключается в том, что количество ссылок примерно в 10 раз превышает количество страниц.".
    Первоисточник: [12].

  2. Слишком много внутренних ссылок.

    По словам Мэтта Каттса, наличие более 100 ссылок на странице может стать слишком большой нагрузкой для поcетителей ресурса и приведет к формированию негативного пользовательского опыта. Однако Каттс подчеркивает, что страницы с более чем 100 ссылками определяются как спам не автоматически, а в том случае, когда эти ссылки скрыты или заполнены ключевыми словами.
    Первоисточник: [13].

  3. Быстрый рост количества ссылок.

    Google определяет наличие ссылочных манипуляций, если на сайт начинает ссылаться много ресурсов за короткий промежуток времени. Внезапный рост количества ссылок является признаком их неестественного происхождения.

    Согласно патенту Google, резкое увеличение числа обратных ссылок скорее всего потребует дополнительной проверки со стороны фильтров веб-спама. Также в этой ситуации поисковая машина может фактически снизить оценку ресурса, чтобы уменьшить эффект от рассылки спама.
    Первоисточник: [1].

  4. Быстрое снижение числа ссылок.

    Как и резкий прирост ссылок, их быстрое сокращение может свидетельствовать о неестественном происхождении (например, об окончании срока действия платных ссылок). Google отдает предпочтение тем ссылкам, которые сохраняются.
    Первоисточник: [1].

  5. Большое количество обратных ссылок плохого качества.

    Если на сайт указывает большое количество искусственных или низкокачественных ссылок, это может повлечь меры, налагаемые вручную или иные санкции. Чтобы избежать этого, Google рекомендует удалять обратные ссылки на тех сайтах, где они расположены, либо воспользоваться инструментом отклонения ссылок.
    Первоисточник: [8].

Качество страниц донора и акцептора ссылок

  1. "Плохое соседство" - исходящие ссылки на подозрительные и некачественные ресурсы.

    Мэтт Каттс предупреждает: «Google меньше доверяет сайтам, когда они ссылаются на спам-сайты или плохих соседей».

    Если вы не можете поручиться за содержание страниц, на которые ведут ссылки с вашего сайта (например, из комментариев пользователей), следует вставлять в теги таких ссылок атрибут "nofollow". Это сократит количество спама и поможет исключить непреднамеренную передачу значения PageRank недобросовестным пользователям.
    Первоисточник: [10, 12].

  2. Размещение ссылок на сайтах низкого качества и несоответствующей тематики.

    Согласно патенту Google «Ранжирование на основе ссылочных контекстов», поисковая система устанавливает контекст, окружающий ссылку, и в зависимости от него ранжирует документы.

    Если на сайт ссылаются ресурсы, не связанные с ним по теме, Google может пересмотреть тематику сайта и понизить его в выдаче по основным ключам. Размещать ссылки рекомендуется на ресурсах той же или смежной тематики.

    Плохое качество контента, окружающего обратные ссылки, также приводит к понижению в рейтинге.
    Первоисточник: [17].

  3. Вводящий в заблуждение контент.

    Ресурсу присваивается самый низкий рейтинг, если его содержимое намеренно вводит в заблуждение и создано с единственной целью заставить пользователей нажать на монетизированные ссылки.

    Например, страница выдает себя за независимый обзор продукта, но единственные видимые ссылки на ней - монетизированные, предназначенные для покупки этого продукта на другом сайте.
    Первоисточник: [14].

  4. Вводящий в заблуждение дизайн.

    Пользователей побуждают нажимать на ссылки, выдавая страницу за другую, релевантную и полезную, с помощью элементов визуального дизайна, макета, организации размещение ссылок и т. д.
    Первоисточник: [14].

    Примеры вводящих в заблуждение страниц:

    • Поддельная страница поиска - это страница со списком ссылок, которая выглядит как страница результатов поисковой выдачи.

    • Фальшивая страница каталога, похожая на персональный набор полезных ссылок, хотя на самом деле ссылки представляют собой рекламу или ссылки на другие подобные страницы на сайте.

    • Обманчивый дизайн страницы, который делает рекламу похожей на навигационные ссылки или ссылки дополнительного контента.

  5. Страницы с подозрительными ссылками для скачивания, которые могут быть вредоносными.
    Первоисточник: [14].

Битые ссылки

Ресурс с большим количеством внутренних ссылок, которые ведут на несуществующие страницы и выдают ошибку 404, получит санкции. Почти во всех случаях сайт теряет позиции в выдаче.
Первоисточник: [5, 11].

Официальные источники Google по ссылочным факторам

  1. Сообщение в блоге Google Webmaster о введении алгоритма "Пингвин".

    Another step to reward high-quality sites

  2. Сообщение в блоге Google Webmaster о включении "Пигвина" в поисковый алгоритм Google

    Penguin is now part of our core algorithm

  3. Link schemes

    Перевод: Схемы обмена ссылками

  4. Принципы работы Google Поиска
  5. Руководство по поисковой оптимизации для начинающих
  6. Рекомендации для вебмастеров
  7. Отчет о мерах, принятых вручную
  8. Отклонение обратных ссылок
  9. Скрытый текст и ссылки
  10. Атрибут rel="nofollow"
  11. Создание собственной страницы 404
  12. Matt Cutts: Gadgets, Google, and SEO. PageRank sculpting

    Перевод: Мэтт Каттс: Гаджеты, Google и SEO. Скульптура PageRank

  13. Matt Cutts: Gadgets, Google, and SEO. How many links per page?

    Перевод: Мэтт Каттс: Гаджеты, Google и SEO. Сколько ссылок на странице?

  14. Руководство Google по оценке качества сайтов.pdf
  15. Google Россия. Видеовстреча с веб-мастерами - 18.11.14 - Приёмный час

Патенты Google:

Document scoring based on document inception date

Перевод: US8521749B2 - Оценка документов по дате создания документа - Google Patents

Ranking based on reference contexts

Перевод: US8577893B1 - Рейтинг на основе эталонных контекстов - Google Patents

Web spam page classification using query-dependent data

Online SEO-инструменты для продвижения сайтов

Проверьте свой сайт и сайты конкурентов на 230 факторов поисковых систем.