Поведенческие характеристики сайта

Для улучшения качества выдачи Яндекс предоставил возможность оценки сайтов пользователям. Оптимальным показателем качественного сайта является ситуация, когда пользователь, перейдя из поисковой выдачи на сайт, не возвращается обратно в поиск.

Поведенческие факторы – это действия посетителей на сайте:

  • вход;
  • просмотр страниц;
  • переход по ссылкам;
  • время нахождения на сайте;
  • возвращение в поисковую выдачу.

Оценка этих действий - весомый фактор ранжирования, так как основан он на реальном мнении людей о сайте.

Появление этого метода ранжирования заставляет оптимизаторов и владельцев сайтов уделять больше внимания уникальности контента, релевантности запросам, удобству сайта с точки зрения пользователя.

Поведенческие факторы

Кликабельность в выдаче (CTR сниппета)

Сниппет — краткая информация о сайте, которая отражается в результатах поиска. Пример:

CTR — (или «кликабельность») click through rate — определяется как отношение числа кликов к числу показов и измеряется в процентах.

CTR сниппета показывает какой процент пользователей, увидевших сниппет (описание сайта), кликнули по нему и перешел на сайт.

Поисковая система сама создает сниппет из МЕТА-тегов title, description и текста на сайте или данных справочника, поэтому оптимизатор не всегда может его корректировать.

Самое главное - использовать качественный контент на странице. Если в выдаче по какому-то запросу описание сайта выглядит непривлекательно, замените эту часть текста. Яндекс выбирает отрывки с ключевыми словами, а затем оценивает положение этих слов в тексте (в начале, середине или конце), а также description.

Если ключ входит в длинное связное предложение, то, скорее всего, эта информация попадет в сниппет.

Google же берет описание из description. Но если этот тег нерелевантен, то система возьмет наиболее подходящий отрывок из текста.

Также важно правильно прописать title. Именно его поисковая система берет в качестве заголовка сниппета. Но это правило действует только для ВЧ-запросов. Использование title по НЧ-запросам может сделать заголовок нерелевантным. Поэтому система сама подбирает его, исходя из текста.

По ВЧ-запросам конкуренция гораздо выше, поэтому привлекательность и информативность сниппета играет очень важную роль. Обязательно отслеживайте, как поисковая система сформировала сниппет, и меняйте текст для улучшения кликабельности.

Для придания сниппету оригинальности можно воспользоваться специальными символами Unicode: звездочки, стрелки, смайлики и т.д. Их можно размещать как в title, так и в description.

Хлебные крошки

Еще один важный элемент - это хлебные крошки. Другими словами, путь от главной страницы до текущей.

Чтобы их создать, необходимо прописать микроданные в HTML-код. Например:

<div itemscope itemtype="http://data-vocabulary.org/Breadcrumb">
  <a href="www.mysite.ru/главная" itemprop="url">
    <span itemprop="title">название страницы</span>
  </a>
</div>

И повторяем, сохраняя иерархию. Главная → Раздел → Подраздел и т. д.

Поведенческие факторы:

  1. Показатель отказов

    Это процент посетителей, покинувших сайт после входа на первую страницу. Возможно, пользователь сразу нашел, что нужно и удовлетворил свои потребности, а может, сайт показался ему бесполезным. Чтобы уменьшить показатель отказов, необходимо улучшать качество контента, дизайн, юзабилити и т. п. Естественно, свести этот показатель к нулю невозможно, но к этому нужно стремиться.

  2. Время на сайте

    Очень важный показатель качества контента. Если пользователь найдет что-то интересное на странице, то обязательно уделит время изучению этих материалов.

  3. Глубина переходов

    Этот фактор важен для многостраничных информационных сайтов. Некоторые оптимизаторы стараются повысить этот показатель за счет разбиения статей на несколько страниц. Такой подход оправдан, только если пользователю действительно важно прочитать статью до конца. Поэтому, в первую очередь, необходимо уделить внимание удобству навигации и качественной внутренней перелинковке.

  4. Возврат к поисковой выдаче

    Если пользователь вернулся с сайта обратно к поиску, значит он не нашел нужной информации. Этот фактор поведения напрямую зависит от релевантности страницы поисковому запросу. Он важнее, чем глубина переходов на сайте, так как глубину просмотра поисковики видят не всегда, а факт возвращения - сразу отслеживается.

Поведенческие факторы оказывают большое влияние на ранжирование. Поисковые системы постоянно совершенствуют свои инструменты для определения "хороших" страниц, то есть, способных удовлетворить потребности пользователя. Поэтому и владельцам сайтов необходимо развиваться в этом направлении, ориентируясь на запросы и поведение людей.

Отслеживание поведенческих характеристик

Возникает вопрос, откуда поисковые системы берут сведения о поведенческих факторах, если на сайте не стоит счетчик?

Они оценивают их косвенно - через какое время после перехода из выдачи на сайт пользователь вернулся обратно или вышел на другой сайт, где уже установлен счетчик.

Также есть информация, что поисковые системы собирают статистику через свои браузеры, например, Google Chrome или Яндекс-браузер, и через некоторые надстройки в Toolbar браузеров, плагины.

Так что спрятаться не получится. Установка счетчиков на сайт позволяет поисковым системам получить более полную и точную информацию, поэтому может сильнее повлиять на позиции сайта в результатах поиска. Однако и вы можете увидеть слабые стороны своего сайта, исправить их и повысить рейтинг в выдаче.

Для получения этой информации вы можете установить на сайт счетчики: Яндекс.Метрика или Google Analytics.

Чтобы воспользоваться этими инструментами, необходимо зарегистрироваться и получить код, который нужно разместить в HTML-коде всех оцениваемых страниц сайта.

После размещения кода отслеживания, вы можете получать все необходимые данные о поведенческих факторах.

Поведенческие факторы в Google Analytics

Наиболее важные данные (средний показатель отказов, среднее время нахождения на сайте, количество посетителей) отображаются на главной странице Google Analytics:

Посмотреть более полную информацию о действиях посетителей, например, глубину просмотра, в Google Analytics можно в разделе "Отчеты". Слева появится панель меню, где во вкладке "Аудитория" отображаются основные данные активности пользователей.

Чтобы уточнить информацию, по каким запросам в поисковой системе происходит больше переходов или, наоборот, высок процент отказов, необходимо в панели меню перейти во вкладку "Источники трафика" -> "Поисковая оптимизация" -> "Запросы".

Поведенческие факторы в Яндекс.Метрика

Главная страница Яндекс.Метрики показывает количество визитов, просмотров и посетителей:

Если кликнуть по названию счетчика, откроется страница "Сводка", где отображается информация об отказах, глубине просмотра, наиболее популярных страницах сайта и поисковых фразах.

Уточнить данные по любому интересующему показателю можно, перейдя во вкладку "Отчеты":

Учет поведенческих факторов, несомненно, необходим при оптимизации. Использование систем статистики дает отличную возможность владельцам и поисковым системам оценить показатели сайта.

Ремарка

Поисковая система Яндекс для получения поведенческих факторов берёт часть параметров со счетчика Яндекс-метрики. Это хорошо влияет на ранжирование сайта, если на сайт идёт качественный трафик с прямых переходов и рекламы. Однако, если этот трафик имеет существенное количество отказов, установка счётчка Яндекс-метрики может снизить позиции сайта в выдаче.