В данной статье пойдет речь о поисковом интенте в интернет маркетинге, его разновидностях и особенностях продвижения по запросам с разными видами интента.
Интентом запроса (от англ. Intention) называют намерение, с которыми пользователь обращается к поисковой системе.
Анализ цели запроса помогает давать наиболее релевантные ответы в результатах поиска. Грамотный SEO-специалист должен понимать, запросы с каким интентом нужно выбирать для продвижения, и оптимизировать проект под те ключевые фразы, которые действительно принесут целевой трафик.
Сегодня соответствие интенту является важнейшим фактором ранжирования. Содержимое страницы должно максимально точно отвечать намерению, с которым пользователь осуществлял поиск по данному запросу. При этом оценивается не только количество точных вхождений запроса, но и смысловое соответствие всего контекста.
И Google, и Яндекс совершенствуют свои поисковые алгоритмы, чтобы как можно точнее определять смысл запроса конкретного пользователя и предоставлять ему наиболее релевантные результаты поиска. При персонализации выдачи теперь учитываются не только языковые предпочтения и местонахождение пользователя, но также используемые устройства, привычки и даже сиюминутные интересы.
Если, например, пользователь заводит в поиске фразу «zoom скачать», это значит, что в данный момент он хочет именно скачать эту программу, а не читать её описание. В результатах поиска по такому запросу поисковая система будет показывать на первых позициях сайты, которые предлагают возможность скачивания данной программы, даже если их показатели по другим факторам ранжирования ниже, чем у ресурсов, не имеющих такой возможности.
Чтобы поисковая система посчитала ваш ресурс релевантным запросу и вывела его в ТОП выдачи поисковика, при продвижении нужно обязательно учитывать вид интента данного запроса.
Коммерческий интент подразумевает намерение купить товар или заказать услугу. Обычно на это указывают слова из запроса типа «купить», «заказать», «цена» и т. п. (транзакционные запросы). Часто коммерческие запросы имеют четкую региональную привязку - обычно пользователь вводит их чтобы найти предложение товара или услуги в своем регионе.
Такие типы поисковых запросов приносят основной целевой трафик и продажи коммерческим ресурсам, так как именно по ним на сайт приходят люди, которые уже заинтересованы в покупке или заказе конкретного продукта.
Пример результатов поиска по коммерческому запросу
Информационный интент нацелен на поиск интересующих сведений о чем-либо. Такие запросы как правило могут содержать слова «обзор», «отзывы», «рецепт», «инструкция», а также вопросы «как», «что», «какой», «сколько», «где», «почему» и т. д.
Пример результатов поиска по информационному запросу
Как видно из приведенных выше примеров, результаты поиска по коммерческим и информационным запросам получаются разные - в первом случае это будут карточки товаров или разделы каталога, во втором — информационные страницы.
Поисковые системы определяют интент запроса не по наличию в нем тех или иных слов, а по тому, какой тип ресурсов чаще выбирают пользователи в выдаче по данному запросу. Бывает так, что по одной и той же фразе 70% пользователей ищут товар для покупки, а 30% хотят найти информацию о нем. В ответ на такой запрос поисковые системы покажут коммерческие и информационные результаты в такой же пропорции. Об особенностях продвижения по спектральным запросам читайте во второй части публикации.
Сервис для онлайн SEO «Лабрика» при автоматическом определении типа запроса по интенту показывает 3 варианта – коммерческий, информационный и смешанный.
Смешанный тип выделяется для обозначения запросов, в которых могут присутствовать как информационный, так и коммерческий интенты. Например, запрос «айфон 8» может подразумевать как намерение купить этот айфон, так и поиск описания данной модели, обзор ее плюсов и минусов.
Тип выбранных для продвижения запросов должен учитываться при создании страниц на сайте и распределении по ним ключевых слов. Коммерческие запросы продвигают на страницах с товарами или услугами, где имеются соответствующие коммерческие факторы. Например, если пользователь ищет, где купить сотовый телефон, поисковая система покажет в результатах поиска сайты, на которых указаны цены, есть корзина или форма для заказа и т. п. Наличие только статьи с обзором телефонов для продвижения сайта в ТОП будет в этом случае недостаточно.
Для продвижения по информационным запросам создают специальные информационные разделы (например, блоги), которые наполняют полезными статьями и видеообзорами. Это должен быть качественный, профессионально сделанный материал, способный решить проблему пользователя, обозначенную в запросе.
Запросы, касающиеся здоровья и безопасности (советы или информация о проблемах со здоровьем, лекарствах, больницах, чрезвычайных ситуациях и т. д.), Google относит к категории YMYL (от англ. «your money or your life» - «кошелек или жизнь»). При ранжировании результатов поиска по этим запросам особенно важную роль играют факторы EAT (Expertise, Authoritativeness, Trustworthiness) — экспертизы, авторитетности и надежности.
В результатах поиска ответы на такие запросы должны появляться только после проверки на полноту и достоверность предоставленной информации и авторитетности источника. Google стремится удостовериться в том, что в ТОП выдачи попадут только заслуживающие доверия материалы от экспертов отрасли. Помимо страницы ресурса поисковая система также оценивает и автора контента, который должен быть авторитетным специалистом в данной области.
Требования по экспертизе, авторитетности и надежности для разных типов сайтов могут различаться. Медицинский контент с высоким уровнем EAT должен:
По мнению SEO-специалистов, после так называемых «медицинских апдейтов» в августе 2018 и марте 2019 гг. стало очевидным, что преимущество в выдаче Google по медицинским запросам отдается сайтам с высокими трастовыми показателями. К ним относятся:
На скриншоте ниже показан пример трастового сайта клиники из ТОП-10 выдачи по запросу «лечение пищевой аллергии»:
В результатах поиска по информационным и смешанным запросам, касающимся здоровья, Google показывает даже немедицинские ресурсы, если они вызывают доверие поисковой системы. Например, в выдаче по запросу «лечение пищевой аллергии» помимо специализированных информационных ресурсов и сайтов клиник можно увидеть страницу «Московского комсомольца»:
Сайты медицинской тематики должны особенно аккуратно подходить к размещению рекламных материалов и четко отделять их от своего основного контента. Только в этом случае пользователи смогут доверять размещенной на сайте информации.
Отрицательным фактором может стать и отсутствие важных для пациентов сведений – не только о компании и специалистах клиники, но и о предлагаемых услугах, проводимых процедурах и т. п.
Согласно результатам анализа Медицинского апдейта 2018 года, к качеству сайтов, связанных с вопросами здоровья, предъявляются более высокие требования, поэтому на их оценку могут негативно повлиять:
Быстро найти и устранить такие проблемы можно с помощью технического и SEO аудитов на сервисе «Лабрика».
Брендовыми называются запросы, содержащие название компании или торговой марки:
Если запрос состоит только из названия компании, без уточняющих слов, он называется витальным - например: «Chanel», «Apple», «Газпром». На первые позиции результатов поиска по таким запросам обычно выводится сайт организации, название которой прописано в запросе.
В состав выдачи по брендовым запросам с уточняющими словами, помимо официального сайта компании, будут входить ресурсы, соответствующие цели поиска:
Брендовые запросы используются для поиска информации о конкретной марке или компании. Они считаются одним из лучших источников целевого брендового трафика, переходы по таким запросам имеют наименьший процент отказов и приносят больше конверсий (целевых действий на сайте). Поиск и переходы по бренду расцениваются поисковой системой как положительный сигнал, свидетельствующий об известности и популярности компании. Если таких сигналов много – сайт получит преимущество и при ранжировании по остальным запросам.
Для продвижения вашего бренда и увеличения переходов по брендовым запросам стоит сразу:
Пример использования разных каналов продвижения по брендовым запросам показан на скриншоте ниже:
Бренд «Читай-город» входит в доменное имя официального сайта, компания зарегистрирована в Яндекс.Справочнике и отображается в Яндекс.Картах, имеет аккаунты в соцсетях и присутствует в агрегаторах. Ей даже посвящена статья в Википедии.
Продуктовыми называют запросы, по которым ищут определенные товары или услуги, например:
Выделяют разные типы продуктовых запросов.
Точный поиск продукта - когда клиент уже знает, что ему нужно, и ищет конкретную модель товара или услугу, максимально точно описывая их в запросе:
Результаты такого поиска должны выводить пользователя непосредственно на страницу указанного в запросе продукта.
Точные продуктовые запросы приносят наиболее целевой трафик, повышают конверсии и улучшают поведенческие характеристики. Они менее конкурентны и позволяют быстрее продвинуть сайт в ТОП поисковой выдачи.
Чтобы провести оптимизацию сайта под такой запрос, включите слова из него в заголовки Title и Н1 страницы, для интернет магазина сделайте описание товара с тематическими словами, укажите цену, разместите кнопку для добавления в корзину или покупки, добавьте фото и дайте информацию об оплате и доставке.
Посмотрите по сервису «Лабрика», какие ещё коммерческие факторы нужно добавить именно вашему сайту, чтобы не отстать от конкурентов.
Общий поиск продукта – эти запросы используются, когда у клиента есть лишь общие представления о продукте, поэтому в них нет точного описания конкретной модели товара или услуги. В выдаче по такому запросу будут показаны не карточки товаров, а страницы категорий - так пользователь сможет ознакомиться со всем ассортиментом данного продукта и выбрать подходящий вариант.
В результатах поиска по общим продуктовым запросам ассортимент является одним из важнейших факторов ранжирования - лучшие позиции займут те страницы, которые предлагают более широкий ассортимент товаров и услуг и могут лучше удовлетворить потребности пользователей. Если на вашем сайте представлено 3 наименования продукта, а у вашего конкурента – 3000, то он получит решающее преимущество в выдаче по таким запросам. Поэтому на страницах категорий рекомендуется:
Продуктовые запросы могут содержать название бренда – в этом случае они пересекаются с брендовыми. В результатах поиска по таким запросам получают преимущество фирменные магазины и официальные представители данного бренда. Зачастую на первую страницу выдачи попадают только они, а также крупные агрегаторы и гипермаркеты.
Запрос «название продукта + обзор» предназначен для поиска дополнительной информации о продукте. Он используется для продвижения продуктовых запросов информационным контентом. Для этого в разделах «блог» или «статьи» размещаются обзоры продуктов с подробной характеристикой, описанием преимуществ и недостатков, сравнением с другими видами продукции.
Со страниц обзоров делают перелинковку (ссылки) на основные страницы продуктов, что способствует их продвижению по коммерческим запросам. Наличие качественных обзоров улучшает поведенческие характеристики, увеличивает целевой трафик и повышает оценку авторитетности ресурса.
Продолжение публикации читайте здесь.
Читать дальше подобные статьи