Публикуем окончание статьи о разных видах поискового интента. Начало публикации читайте в первой и второй частях.
В ответ на запрос пользователя поисковые системы обычно добавляют к органической выдаче релевантные результаты параллельного поиска из собственных или партнерских сервисов и других авторитетных источников. Чаще всего такие ответы выделяются в выдаче своим оформлением или находятся на самых заметных местах - сверху или справа от списка ссылок. В Яндексе их называют колдунщиками.
Всего у Яндекса есть около 40 колдунщиков. Какие из них и в каком порядке должны появиться в поисковой выдаче, определяет специальная технология – Блендер. Для каждого сервиса у Блендера есть отдельная формула, по которой рассчитывается релевантность его ответа конкретному запросу пользователя. Подобный колдунщикам функционал есть и в Google - он называется Google OneBox.
Результаты параллельного поиска добавляются к ответам на самые разные запросы.
При поиске организаций, по брендовым и витальным запросам выводится информация о компании из Яндекс.Справочника и Google My Business, а также указывается её местоположение по Яндекс.Картам и Google Мaps.
При поиске товаров и услуг добавляются предложения от агрегаторов Яндекс.Маркет и Яндекс.Услуги.
В Google будет показана товарная галерея из объявлений агрегатора Google Shopping (Покупки).
По запросам, связанным с локальным бизнесом, над результатами поиска отображается отдельный локальный блок (local pack), в котором представлен перечень ближайших организаций, карта с геометками, ссылки на сайты. Информация берется из справочника Google Мой бизнес и Google Мaps.
Почти по любому коммерческому запросу на верхних и нижних позициях выдачи будут показаны платные рекламные объявления из сервисов Яндекс.Директ и Google Ads.
Если вы ищите в Яндексе товары со скидкой через мобильное устройство – в выдаче будут показаны результаты из агрегатора скидок «Едадил». В приложении регулярно обновляются каталоги с акциями, которые распределены по категориям.
По запросам, связанным с продажей и арендой жилья, добавляются предложения от агрегатора объявлений Яндекс.Недвижимость.
При запросах о покупке и обслуживании автомобиля будут показаны ответы Aвто.ру (проект Яндекса, агрегатор объявлений по продаже автомобилей и запчастей).
При поиске вакансий будут выводиться предложения агрегатора Яндекс.Работа.
Если пользователь намерен приобрести билеты на самолет, агрегатор Яндекс.Авиабилеты предлагает прямо на странице выдачи подобрать удобный рейс на нужную дату. Аналогичные возможности при поиске билетов и отелей предоставляет сервис Яндекс.Путешествия.
В Google также выводится подобный колдунщик по запросам, связанным с поиском отелей, авиабилетов и полезной информации для путешественников.
По информационным геозапросам здесь добавляется колдунщик достопримечательностей и рекомендуемых мест, который формируется на основе отзывов на Картах, фотографий пользователей, информации из энциклопедий и других источников.
В Яндексе при запросах, связанных с доставкой еды в определенной локации, предлагается сервис доставки Яндекс.Еда, а также выводится информация Яндекс.Карт о ближайших ресторанах и кафе.
По запросу, который может подразумевать рецепт приготовления блюда, на «нулевой» позиции в Google показываются карточки с фотографиями и ссылками на ресурсы, где можно найти такие рецепты.
Для запросов о спектаклях, фильмах, кинотеатрах, концертах и других развлекательных и культурных мероприятиях Яндекс.Афиша и Кинопоиск предоставляют информацию о событии, расписание, отзывы и возможность купить билет.
Google, ориентируясь на геоданные пользователей, выводит расписание киносеансов по названию фильмов, которые идут в кинотеатрах города или по запросу с указанием локации.
В выдачу по медицинским запросам добавляет ответы колдунщик Яндекс.Здоровье - например, при поиске по названию лекарства будут показаны его описание, инструкция по применению, цены и адреса аптек.
В Google выводится расширенный ответ с описанием лекарства в правой части страницы.
По некоторым запросам, связанным с психологической поддержкой, избавлением от зависимостей Яндекс в выдачу добавляет колдунщика с телефонами горячих линий.
По запросам, для которых есть актуальные новости, колдунщик Яндекс.Новостей выдает ТОП сообщений от сайтов-партнеров.
В Google главные новости могут выводиться на «нулевой» позиции в виде карусели с фото и ссылками на авторитетные информационные ресурсы.
При поиске видео и по запросам, для которых есть релевантный видеоконтент в открытом доступе, сервис Яндекс.Видео показывает карусель видеороликов (аналогичный колдунщик действует и в Google).
При запросе музыкального контента колдунщик Яндекс.Музыка позволяет слушать аудиозапись прямо на странице результатов поиска.
В Google OneBox для популярных песен содержится ссылка на клип (при его наличии), текст, информация о песне, а также ссылки на музыкальные сервисы, где можно послушать трек.
Если в запросе подразумевается поиск изображения (слова «фото», «картинка» и даже без них) - формируется подборка из Яндекс.Картинок и Яндекс.Коллекций (в Google – из Google Images).
Колдунщики цвета Яндекса и Google покажут в выдаче любые оттенки палитры, которые пользователь может запрашивать как словами, так и обозначениями в HEX, RGB или HSV.
По запросам, связанным с оплатой – например, «оплатить коммунальные услуги», «пополнить счет» и т. п. – выводится колдунщик Яндекс.Деньги. При клике на кнопку «Оплатить» пользователь переходит на страницу Яндекс.Денег, где может произвести оплату банковской картой или через Яндекс.Кошелек.
Для популярных информационных запросов, заключающих в себе вопрос со словами «как», «кто», «что», «чем», «где» и т. д. поисковые системы формируют блок с быстрым ответом в верхней части страницы выдачи. Обычно он отображается сразу под строкой поиска на «нулевой» позиции. Такой избранный сниппет («Featured Snippet») создается из фрагмента текста, который наиболее точно отвечает на заданный вопрос. Как правило, в этот блок попадают ресурсы из ТОП-10 выдачи с высоким показателем кликабельности (CTR), свидетельствующем о доверии пользователей. Помимо ответа в блоке указывается ссылка на страницу сайта и ее Title.
На вопросы пользователей в Яндексе также отвечает специальный сервис вопросов и ответов Яндекс.Кью, созданный как объединение TheQuestion и Яндекс.Знатоков. Ответы из сервиса Кью будут подмешиваться и в органическую выдачу, если поисковая система посчитает их интересными для пользователей. Зарегистрироваться на Яндекс.Кью и выступать в качестве отвечающих на вопросы экспертов могут как частные лица, так и организации.
Довольно часто к поисковой системе обращаются за получением быстрой справки о каком-либо объекте. В таких случаях прямо на странице результатов поиска, справа от основной выдачи, появляется карточка с общей информацией о предмете запроса. В Яндексе она называется «объектный ответ». Кроме основных справочных данных объектный ответ содержит дополнительные блоки - например, для запросов о фильме Яндекс покажет блок «Актёры», о писателях — «Книги», о городах — «Достопримечательности» и так далее.
Информация об объектах приходит из десятков источников, прежде всего - из “Википедии”, собственных сервисов поисковых систем и ресурсов партнеров.
Чтобы выяснить, соответствует ли карточка запросу, поисковая система сравнивает её с описаниями страниц в результатах поиска. Например, в ответ на запрос «форд» можно было бы вывести информацию о популярном актере Харрисоне Форде, промышленнике Генри Форде или президенте США Джералде Форде. Но, проанализировав результаты поиска, большинство из которых связаны с автомобилями, механизм ранжирования покажет карточку машины.
Аналогичная технология в Google - Knowledge graph (Граф знаний) – также выводит блок справочной информации (расширенный ответ) о запрашиваемом объекте в правой части страницы.
Если есть результаты по похожим запросам, они также могут быть добавлены в выдачу Яндекса и Google.
Ряд колдунщиков Яндекса и Google выполняют чисто справочные функции. Они дают короткие ответы на конкретные вопросы о погоде, курсе доллара, математических формулах, почтовом индексе, спортивных событиях, расписании транспорта, датах праздников и др.
Для ответов на информационные и смешанные запросы могут быть также добавлены результаты из рекомендательной ленты Яндекс.Дзен.
Если колдунщики присутствуют на первой странице выдачи по вашим целевым запросам и конкурировать с ними сложно, можно постараться занять место в тех из них, которые предоставляют такую возможность (агрегаторы, геосервисы, справочники организаций, сервисы вопросов и ответов, платных объявлений и т. д.). В этом случае ресурс получит возможность попасть в ТОП поисковой выдачи, минуя основной алгоритм ранжирования.
Читать дальше подобные статьи