При продвижении сайта в поисковых системах для всех ключевых фраз необходимо подобрать посадочные страницы, которые будут отвечать на конкретные запросы и отображаться в результатах поиска по этим фразам. Чтобы правильно распределить запросы по страницам сайта, нужно провести кластеризацию.
Кластеризация – это процесс объединения в группы (кластеры) тех ключевых запросов, которые можно продвинуть в ТОП поисковой выдачи на одной странице.
Поисковые системы при ранжировании учитывают, насколько страница релевантна (то есть соответствует) конкретному запросу. Поэтому, если попытаться оптимизировать страницу под несовместимые друг с другом ключевые фразы, то не получится продвинуть её в ТОП-10 по одной из этих фраз или даже по всем. Посетители, перейдя на сайт по своему запросу, увидят неподходящее содержимое, решат, что эта страница им не подходит, и покинут её. В результате вырастет процент отказов, и посадочная страница не займет высоких позиций в поисковой выдаче.
На одной странице пытались продвинуть запросы «металлический забор» и «сетка рабица». Поскольку тот и другой запрос относились к ограждениям из металла, была сделана попытка оптимизировать под обе эти фразы одну страницу. Но пользователи, которые заходят по запросу «металлический забор», ищут, как правило, сплошное металлическое ограждение из профлиста, и прозрачная, сплетенная из проволоки сетка им не подходит. Поэтому, увидев её в качестве товара, они покидали ресурс. Это снижало поведенческие характеристики всей страницы, и после некоторого роста позиций, она выпала из ТОПа и по обоим запросам. В итоге, несмотря на все меры по оптимизации, страница так и не заняла высокие позиции. Продвинуться в ТОП удалось только после разделения этих товаров на отдельные группы и оптимизации под них разных страниц.
Выделяют разные виды группировки запросов в зависимости от критериев отбора.
Объединение запросов в группы происходит на основе анализа ТОПа поисковой выдачи по каждому из них и определения количества пересечений (одинаковых страниц). Если в выдаче по разным запросам присутствуют одни и те же страницы, то такие фразы объединяются в одну группу, поскольку наличие одинаковых URL-адресов в ТОПе говорит о возможности продвижения данных запросов на одной странице.
На скриншотах ниже приведены примеры поисковой выдачи по двум запросам с пересечениями в ТОП-10.
В группу объединяются похожие слова с одинаковыми корнями. Например, запросы «норма гемоглобина в крови у женщин» и «нормальный гемоглобин в крови у женщин» принадлежат к одному кластеру, так как содержат только однокоренные слова.
Кластеризация по словоформе гораздо менее точная, чем по ТОПу, поскольку при таком принципе распределения фраз не учитывается их смысл – в результате запросы «купить пиццу» и «заказать пиццу» могут оказаться в разных группах, хотя пользователь выражает в них одинаковое по смыслу намерение.
При кластеризации по ТОПу поисковой выдачи используют два основных алгоритма - Hard и Soft. Иногда применяют Middle – нечто среднее между ними.
Самый частотный запрос сравнивается с остальными по количеству общих страниц в ТОПе. В одну группу объединяются запросы, которые имеют в ТОПе выдачи нужное количество пересечений с основной фразой. При этом между собой остальные запросы кластера могут быть не связаны наличием одинаковых страниц в результатах поиска.
Soft-кластеризация дает самые большие группы — с широким охватом, но низкой точностью, которая допускает ошибки в совместимости запросов. Подходит для информационного контента (блогов, статей и т. п.), способного ранжироваться по максимально широкому списку запросов, привлекающих трафик. Точность группировки здесь не так важна.
Запросы сравниваются по количеству общих URL-адресов в выдаче не только с самым частотным, но и друг с другом. Все запросы в группе будут попарно связаны нужным числом пересечений. Но совпадающие страницы в разных парах могут отличаться.
Запросы добавляются в группу, только если имеют общий со всеми остальными в кластере набор URL в ТОПе выдачи. Hard-кластеризация показывает высокую точность группировки при низкой полноте, то есть с меньшим количеством запросов в группе.
Алгоритм Hard-кластеризации применяется в конкурентных тематиках, для продвижения крупных коммерческих ресурсов с большим количеством запросов, в том числе синонимичных, которые необходимо точно распределить. Для позиционного продвижения подходит именно режим Hard-кластеризации, так как позволяет вывести в ТОП все нужные запросы.
Группировка по кластерам осуществляется вручную (если запросов немного) или автоматически.
Провести автоматическую кластеризацию с подбором релевантных страниц и возможностью ручной корректировки предлагает онлайн-сервис для продвижения сайтов Labrika.ru.
Чтобы получить от кластеризации максимальный эффект, следует придерживаться определенных правил её проведения.
Поисковые системы используют разные алгоритмы ранжирования и критерии группировки ключевых слов, поэтому, в каких-то случаях Яндекс может посчитать запрос коммерческим и выводить в результаты поиска по нему страницы товарных категорий или карточки товара, а Google определит тот же запрос как информационный, тогда для продвижения потребуется статья в блоге.
Кластеризацию по нескольким регионам следует выполнять, когда для них есть отдельные страницы или субдомены, содержимое которых отличается. Например, если для продвижения по запросу «Загородный отдых» создаются отдельные страницы для каждого региона.
Labrika.ru
дает возможность провести отдельную кластеризацию по всем поисковым системам и регионам, которые были выбраны в настройках. Сервис позволяет указать регион вплоть до города, что особенно важно для локального SEO.
Сервис Labrika.ru
предлагает на выбор три алгоритма кластеризации, а также дает возможность задать число пересечений (одинаковых страниц в выдаче) и размер кластера (количество запросов).
После автоматической группировки рекомендуется проверить полученные кластеры на наличие каких-либо несоответствий и при необходимости откорректировать группы вручную.
Также при использовании для кластеризации автоматических инструментов могут остаться запросы, не отнесенные к какой-либо группе. Это особенно характерно для сайтов узкоспециализированной тематики, которая недостаточно раскрыта в Интернете. Поэтому ни поисковая система, ни программный алгоритм не в состоянии определить их предметную принадлежность. Потребуется ручная группировка таких запросов.
На Labrika.ru
вы можете пересаживать на другую страницу как целые кластеры, так и отдельные фразы.
При кластеризации важно следить за тем, чтобы входящие в группу фразы отражали одну и ту же потребность пользователя, выраженную в интенте поискового запроса. Интент (поисковое намерение) может быть:
Коммерческие и информационные запросы должны группироваться и продвигаться отдельно друг от друга, на страницах соответствующего типа. Если продвигать такие фразы на одной странице, то её релевантность снижается, из-за чего поисковые системы не дают такой странице высоких позиций.
Тип страницы можно посмотреть на сервисе Labrika.ru
- в разделе рекомендаций по оптимизации страницы.
Тип запроса отображается в Таблице ключевых слов.
Чтобы оптимизировать страницу под все ключевые слова, которые на неё посажены, и выйти в ТОП по всем этим запросам, нужно обязательно посмотреть – нет ли в кластере несовместимых с остальными запросами фраз. Если есть – уберите их из группы.
Labrika.ru
при наличии в кластере несовместимых фраз показывает соответствующее предупреждение.
При составлении кластеров важно учитывать, что каждой группе должна соответствовать релевантная страница сайта, которая решает данную проблему пользователя.
Подходящую страницу указывает Labrika.ru
. Сервис отображает заголовок Title посадочной страницы и ссылку на неё, а также посаженную на страницу группу запросов с информацией об их частотности и позиции.
Если фраза имеет лучшую позицию в пределах ТОП-50 на другой странице, будет показана соответствующая рекомендация. Нужно перейти на указанную страницу и посмотреть, подходит ли она по содержанию для этой фразы, совместима ли данная фраза с размещенными на странице запросами. И только после этого принимать решение о пересадке.
Иногда на сайте может не оказаться подходящей страницы для кластера. В этом случае необходимо определить – стоит ли создать новую страницу или данную группу запросов можно продвигать совместно с другой. Если же не найдется ключевых фраз для всех существующих страниц, нужно ещё раз проверить семантику, чтобы узнать, не пропустили ли вы запросы, которые приведут целевых посетителей на оставшиеся страницы.
Что делать, если в кластере оказалось слишком много запросов (например, 100 и более)? Такое бывает, когда поисковые системы считают Главную страницу сайта релевантной очень многим ключевым словам.
В этом случае стоит пересадить часть запросов на другие страницы. Чтобы при этом не потерять высокие позиции, нужно поступить следующим образом:
Если изменения на сайте или в поисковых системах требуют обновить кластеризацию – воспользуйтесь такой возможностью на сервисе Labrika.ru
. Функция «Перекластеризация» позволяет запускать процесс в любое время, когда нужно сделать перегруппировку запросов. Дважды в день можно бесплатно проводить кластеризацию одного сайта по конкретной поисковой системе.
После группировки ключевых фраз и распределения их по страницам сайта переходите к следующему этапу SEO-продвижения – внутренней оптимизации посадочных страниц.
Читать дальше подобные статьи