close
05 февраля 2020

Как снизить показатель отказов — 30 эффективных способов. Часть 1

Большое число отказов является негативным сигналом ранжирования. Поисковые системы понижают в результатах выдачи сайты, которые пользователи покидают сразу после захода на первую страницу.

В этой статье перечислены наиболее распространенные методы, которые в большинстве случаев помогают эффективно снизить количество отказов.

Что такое показатель отказов?

Показатель отказов (Bounce Rate) - это процент посетителей, покинувших сайт после захода только на одну страницу. Возможно, пользователь ушел, поскольку сразу нашел нужную информацию, а может быть потому, что сайт показался ему бесполезным. Для уточнения показателя отказов Google Analytics и Яндекс.Метрика также учитывают активность пользователей на сайте.

Разные поисковые системы рассчитывают показатель отказов по-своему.

В Google Analytics он вычисляется как доля от общего числа сеансов (посещений):

Показатель отказов = число отказов / кол-во сеансов

Отказом здесь считается сеанс с одним взаимодействием (когда был активирован только один запрос к серверу Google Analytics). Обычно это сеанс, во время которого пользователь посетил только одну страницу сайта. Однако при настройке отслеживания событий отказом будет считаться посещение одной страницы сайта без взаимодействия с такими событиями. Это может быть отправка заполненных форм, загрузки файлов, клики по рекламе, воспроизведение видео и др.

В Яндекс.Метрике   отказ определяется как визит, для которого одновременно соблюдены 3 условия:

  • за время визита зафиксирован просмотр только одной страницы;
  • продолжительность визита меньше заданного для расчета отказов времени (по умолчанию 15 секунд);
  • не зафиксировано служебное событие «неотказ».

То есть в Яндекс.Метрике учитывается не только активность пользователя на странице, но и продолжительность посещения, поэтому показатель отказов Яндекса будет сильно отличаться от показателя Google Analytics.

Поскольку счетчики устанавливаются не на всех сайтах, поисковые системы не будут определять показатель отказов по их данным. Они используют другие параметры:

  • Время от момента перехода на сайт из поисковой выдачи до возвращения к результатам поиска.
  • URL страницы выхода, благодаря которому поисковые системы могут установить, был ли во время посещения переход на другую страницу или пользователь вернулся в выдачу с той же страницы, на которую зашёл из поиска.

Поэтому информация по отказам у поисковых систем и счётчиков совпадать не будет. Однако эти показатели пропорциональны друг другу, и данные счётчиков можно использовать в качестве метрики, которая косвенно отображает сведения, полученные поисковыми системами.

Когда высокий показатель отказов имеет значение?

Не всегда высокий показатель отказов говорит о низком качестве сайта. Как говорят источники Google, эта метрика важна, если успех вашего сайта связан с количеством посещений более одной страницы:

Высокий показатель отказов может получаться и в том случае, когда посетители быстро находят на странице входа нужную информацию (например, номер телефона или цену) и сразу покидают ресурс.

Cреднее значение показателя отказов различается в зависимости от отрасли и типа ресурса. Например, согласно аналитике Kissmetrics, на сайте интернет-магазина, предназначенного для розничной торговли, средний показатель отказов будет составлять от 20 до 40%. Для простого одностраничного лендинга с одним призывом к действию (например, «добавить в корзину») средний показатель отказов возрастает до 70-90%.

*Поскольку Kissmetrics — американский сервис, приведенные им данные справедливы для Google Analytics.

30 способов снижения высоких показателей отказов:

1. Найдите и исправьте проблемы с юзабилити

Сделайте интерфейс веб-ресурса удобным для пользователей. Для этого необходимо выяснить, что в первую очередь вызывает их быстрый уход, и принять меры для устранения проблемы. Проанализируйте действия посетителей на сайте с помощью специальных систем веб-аналитики. Например, можно отследить использование таких элементов, как:

  • прокрутка страницы,
  • формы заказа и обратной связи,
  • исходящие ссылки,
  • функционал сайта

и др.

Уделите внимание не только главной странице сайта, но и всем страницам, на которые идет основной трафик. Страницы с высоким показателем отказов можно найти с помощью отчета «Страницы входа» в Яндекс.Метрике или отчета «Все страницы» в Google Analytics. Предоставив доступ к этим счетчикам сервису «Лабрика», вы сможете получать данные по отказам в разделе «Поведенческие факторы».

Отчет «Страницы с отказами»

2. Сделайте удобную навигацию

Навигация по сайту должна быть интуитивно понятной и последовательной. Все навигационные элементы делайте хорошо заметными. Важно, чтобы пользователь понимал, что перед ним кликабельный элемент, который поможет ему перейти на другую страницу сайта.

  • Отдавайте предпочтение видимому меню — как показывают исследования Nielsen Norman Group, скрытая навигация используется значительно реже.

  • Размещайте меню на видном месте. Классический вариант - верхнее меню сразу под шапкой сайта.

  • Обеспечьте доступ к главному меню с каждой внутренней страницы.

  • Чтобы верхнее меню, контакты или другая важная информация все время были видны и доступны для клика, используйте так называемый “липкий хедер” или “липкую навигационную панель”. Она всегда остается наверху, перед глазами пользователя, пока он прокручивает страницу вниз.

  • Количество уровней вложенности в меню должно составлять не более двух-трех, чтобы пользователь мог достичь цели за 3 клика.

  • Если всё не помещается в верхнее меню, можно дополнительно сделать боковое — это облегчит доступ ко всем разделам сайта.

  • Предоставьте альтернативный способ навигации. Например, если имеется несколько уровней вложенности, создайте навигационную цепочку «хлебных крошек», по которой можно вернуться на предыдущие страницы.

  • Удобную навигацию обеспечивает наличие функции поиска по сайту.

  • Упростите навигацию с помощью всплывающих подсказок, которые помогут пользователю понять, для чего служит данная кнопка или иконка.

3. Используйте внутреннюю перелинковку

Грамотное размещение ссылок позволит увеличить количество переходов между страницами сайта.

  • Оставляйте ссылки на страницы с контентом, который может заинтересовать пользователей. Если у вас есть блог, обязательно добавьте ссылки на соответствующие по тематике статьи. На коммерческих ресурсах можно делать перелинковку между похожими и дополняющими друг друга товарами. Это поможет посетителям перейти на другие страницы вашего сайта и снизит показатели отказов.

  • Сделайте логотип со ссылкой на главную страницу.

  • Разместите ссылки в футере (нижней части сайта). Обычно в футер выносят ссылку на контакты, пользовательское соглашение, правила использования сайта и т. п. Иногда здесь расположены ссылки на разные страницы сайта, сгруппированные по категориям.

  • Если на странице много контента, создавайте хеш-ссылки — они дают возможность сразу перейти к нужному разделу. Хеш-ссылка (или якорь) – это ссылка, при клике на которую страница прокручивается до указанного в ней «заякоренного» места. С их помощью можно сформировать оглавление в виде размещенного в начале страницы списка заголовков и подзаголовков.

4. Создайте привлекательный дизайн на целевых страницах

Пока у вас не будет визуально привлекательной целевой страницы, не запускайте на ней кампании для сбора потенциальных клиентов. Это относится и к главной странице сайта.

Подберите подходящее цветовое оформление и удобочитаемые шрифты. Фон и текст должны хорошо сочетаться, не сливаться и не утомлять глаза.

Важную роль в создании привлекательного веб-ресурса играет психология цвета. Цветовое оформление может повлиять на эмоции пользователей и на то, как они воспринимают ваши товары или услуги.

Значение цветов в психологии:

Желтый

Радость, оптимизм, тепло, уют

Красный

Страсть, власть, мощь, энергия

Зелёный

Жизнь, рост, свежесть, гармония

Синий

Доверие, безопасность, спокойствие

Розовый

Изысканность, романтичность, женственность

Фиолетовый

Мудрость, вдохновение, таинственность

Коричневый

Надежность, устойчивость, традиции

Черный

Печаль, элегантность, роскошь

Белый

Чистота, простота, легкость

Оптимизируйте размер и семейство шрифтов — текст на странице должен легко читаться и восприниматься.

На сайтах чаще всего встречаются два типа шрифтов:

1. шрифты с засечками (например, Times New Roman);

АБВГД

2. шрифты без засечек (например, Arial, Helvetica, Verdana).

АБВГД

Как правило, для обычного текста устанавливают размер — 16-22 px при длине строки не более 75 символов. В случае, когда текста мало, выбирают более крупный шрифт, а для статей и длинных записей — более мелкий.

Для расчета размера заголовков пользуются коэффициентом из золотого сечения — умножают кегль основного текста на 1,6.

При выборе шрифта ориентируйтесь на ваших пользователей — например, для возрастной аудитории или для людей с нарушениями зрения используйте более простой и крупный шрифт или создайте специальную версию сайта.

Создание версии для слабовидящих обязательно для сайтов социальных и образовательных учреждений в России. Требования к веб-ресурсам для слабовидящих прописаны в ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению".

Пример версии сайта для слабовидящих:

5. Используйте заголовки и подзаголовки

Заголовки структурируют контент и помогают пользователям найти нужную информацию. Открыв страницу сайта, большинство из них в первую очередь просматривает заголовки и таким образом получает представление о содержимом ресурса. Поэтому заголовки должны соответствовать содержанию страницы.

Для создания привлекательных подзаголовков можно брать ключевые фразы с длинным хвостом и слова из скрытой семантики. Чтобы их найти, обратитесь к функциям автоподстановки в поисковой строке и поиска по похожим запросам.

Например, если вы продаете обои, наберите в поисковой строке запрос «купить обои для» и посмотрите, что поисковая система предложит для автоподстановки и для поиска по похожим запросам:

Популярные запросы, которые предлагает поисковая система, можно использовать для создания заголовков и подзаголовков на страницах вашего сайта. Также вы можете посмотреть готовые рекомендации по добавлению скрытой семантики в сервисе «Лабрика».

6. Указывайте целевую аудиторию

Если на вашем сайте продаются какие-либо товары или услуги, предназначенные для определенной группы потребителей, рекомендуется указывать, кому именно подходит данный продукт. Это поможет пользователям сразу понять, стоит ли им заходить на данную страницу. В результате снизится число отказов, возникающих из-за ухода посетителей, не относящихся к вашей целевой аудитории.

7. Избегайте длинных абзацев

Длинные блоки сплошного текста пользователи обычно пропускают, поскольку:

  • они выглядят скучными и сложными для чтения;
  • не фокусируют внимание на нужной информации.

Чтобы сделать текст легким для чтения, используйте:

  • простые предложения;
  • короткие абзацы (лучше — до 5 строк);
  • нумерованные и маркированные списки;
  • таблицы;
  • выделение важных мест жирным шрифтом;
  • картинки, инфографику.

Пример длинного неструктурированного текста в блоге

8. Оптимизируйте страницы под запросы пользователей

Чтобы страница была релевантной поисковым запросам, текст на ней должен быть оптимизирован под ключевые слова, которые посажены на эту страницу.

Проверить, соответствует ли содержание вашей целевой страницы поисковым запросам, можно, создавая пользовательские отчеты в Google Analytics или посмотрев готовый отчет «Отказы по ключевым словам» в сервисе «Лабрика».

Найдите запросы с высоким показателем отказов, а затем оптимизируйте под них страницу:

  • разместите текст, размер которого подходит для продвижения данного запроса;
  • проверьте соответствие типа страницы типу ключевой фразы (коммерческий или информационный);
  • уровень вложенности страницы сделайте не глубже, чем посадочные у конкурентов из ТОП-10;
  • обеспечьте нужную плотность ключевой фразы на странице;
  • оптимизируйте мета-теги Тitle и Description, а также заголовок H1, сделав нужное количество вхождений ключевого слова.

Чтобы правильно оптимизировать страницу, нужно проанализировать сайты конкурентов из ТОПа поисковой выдачи, продвигающиеся по тем же запросам. Упростить этот процесс может сервис «Лабрика», предоставляющий рекомендации по текстовой оптимизации.

9. Добавьте на страницу соответствующие её типу элементы

Например, на коммерческой странице должны присутствовать цены, изображения товара, отзывы клиентов, корзина для покупок, кнопка "купить" и т. п. Если пользователь не найдет этих элементов на странице коммерческого сайта, он покинет такой ресурс очень быстро.

Определить, какие коммерческие факторы необходимы вашему сайту, поможет сервис «Лабрика». Здесь вы найдете соответствующий отчет, а также диаграмму, на которой наглядно показано использование коммерческих факторов сайтами из ТОП-10 поисковой выдачи.

10. Размещайте только качественные тексты

Страницы сайта должны содержать действительно полезную для пользователей информацию, без «воды» и избыточного употребления ключевых слов. Переоптимизированные тексты с неестественно большим числом ключевых слов, малополезные и трудные для восприятия, не только увеличивают количество отказов, но также понижаются в результатах поиска и могут быть совсем исключены из него.

Быстро обнаружить переоптимизированные страницы с разными видами поискового спама и получить рекомендации по их исправлению можно с помощью отчёта «Тошнота слов на страницах» в сервисе «Лабрика».

Продолжение публикации читайте здесь.

Онлайн SEO-сервис Labrika

Получите рекомендации для продвижения сайта на основе 178 требований поисковых систем