В статье описан ряд новых тенденций, характерных сегодня для поискового продвижения в Google. Также здесь приведены рекомендации, которые помогут вашему сайту улучшить позиции в органическом поиске.
Как и прежде, релевантность и уникальность контента является основой для продвижения в Google. Однако теперь помимо этого необходимо учитывать требования EAT (Expertise, Authoritativeness, Trustworthiness) — экспертизы, авторитетности и надежности. В первую очередь это касается ресурсов YMYL (от англ. «your money or your life» - «кошелек или жизнь»), тематика которых связана с вопросами здоровья, финансового благополучия и безопасности.
В руководстве для асессоров Google 2019 г. именно факторы ЕАТ обозначены как важнейшие для оценки качества страницы, с ними же связаны многие крупные обновления поискового алгоритма Google в последнее время. Поисковая система ценит:
Требования EAT для разных типов сайтов могут различаться. Например, медицинский контент с высоким уровнем EAT может быть написан или составлен только людьми или организациями с соответствующей медицинской компетенцией или аккредитацией. Вся информация должна быть представлена в профессиональном стиле, а также редактироваться, анализироваться и обновляться на регулярной основе.
После так называемых «медицинских апдейтов» в августе 2018 и марте 2019 гг. приоритет в выдаче Google по медицинским запросам отдается сайтам с высокими трастовыми показателями (контактные данные, подтверждающие существование организации, сведения о компании, о специалистах клиники и об авторах статей, сертификаты и награды, отзывы, упоминания и т. п.).
На скриншотах ниже показаны:
1. Сайт клиники с нулевой позиции выдачи Google по запросу «лечение фарингита»:
2. Информационный ресурс из ТОП-10 выдачи по тому же запросу:
В результатах поиска по информационным и смешанным запросам, касающимся здоровья, Google показывает даже немедицинские ресурсы, если они вызывают доверие поисковой системы. Например, в результатах выдачи по запросу «лечение фарингита» можно увидеть сайт «Комсомольской правды»:
Трастовые факторы особенно важны и для коммерческих сайтов, где посетители производят онлайн-оплату товаров и услуг, вносят данные банковских карт и т. п. Такие ресурсы обязательно должны быть безопасными и вызывать доверие не только у пользователей, но и у поисковой системы – Google выше ранжирует коммерческие сайты с высокими трастовыми показателями. Этому способствует предоставление на сайте исчерпывающей информации об организации. Максимально полно должна быть указана и контактная информация.
Сегодня уже недостаточно оптимизировать тексты с помощью вхождения ключевых слов из поискового запроса. Содержимое должно максимально точно соответствовать интенту (от англ. Intention) – то есть намерению, с которым пользователь осуществлял поиск по данному запросу. Теперь учитывается не только количество точных вхождений запроса на странице, но и смысловое соответствие всего контекста.
Определите, какой тип ответов на конкретный запрос занимает большинство топовых позиций. Это может быть, например, пошаговая инструкция, инфографика или страница вопросов и ответов. Создавайте контент в таком же формате – так он будет лучше соответствовать ожиданиям пользователей.
На коммерческих сайтах уже не SEO-тексты, а товарная витрина становится самым подходящим местом для наполнения страницы словами запроса. Здесь даже точные вхождения будут выглядеть органично и могут многократно повторяться на карточках товаров. Чтобы увеличить релевантность страницы, старайтесь представить на витрине как можно больше товаров, а к их названиям добавьте краткое описание со словами из запроса.
В марте 2019 года Google запатентовал поведенческие факторы, показав таким образом их важность. Сделав ресурс удобным для использования, вы улучшите его поведенческие характеристики (количество посещений, показатель отказов, длину клика и др.) - они сейчас оказывают значительное влияние на позицию ресурса в результатах поиска Google и других поисковых систем.
О том, как еще улучшить поведенческие характеристики, вы можете прочитать в отдельной статье нашего блога.
Самостоятельными важными показателями стали скорость загрузки и адаптация к мобильным устройствам. Для оценки скорости загрузки сайта Google использует специальный инструмент - PageSpeed Insights.
Чтобы улучшить скоростные характеристики, как правило, рекомендуется:
Такая адаптация осуществляется несколькими способами:
Рекомендации по улучшению юзабилити и скорости загрузки ресурса вы можете получить в соответствующем разделе сервиса «Лабрика».
С конца марта 2018 года Google запустил масштабную mobile-first индексацию. Если раньше релевантность сайта оценивалась на основе версии для компьютеров (десктопной), то при mobile-first индексации в первую очередь сканируются мобильные версии, и от их качества главным образом зависит рейтинг страницы в результатах поиска.
С 1 июля 2019 г. индексирование с приоритетом мобильного контента по умолчанию применяется для всех новых сайтов. Страницы, существующие уже давно, проверяются на соответствие критериям, перечисленным в специальном руководстве Google.
Если у веб-ресурса не проработано адекватное отображение на смартфоне и он неудобен для использования на мобильном устройстве, это обязательно приведет к росту процента отказов, уменьшению глубины просмотра, сокращению времени взаимодействия с ресурсом. Ухудшение поведенческих факторов, в свою очередь, негативно отразится на ранжировании сайта в мобильной поисковой выдаче. Поэтому ресурсы, которые не имеют адаптации или отдельной версии для мобильных устройств, будут занимать в мобильном поиске значительно худшие позиции, чем в десктопном.
На скриншотах ниже показана разница между позициями сайтов в десктопной и мобильной выдаче Google по запросу «репетитор по химии в Москве»:
Как сообщает Google, 27% интернет-аудитории пользуется голосовым поиском на мобильном телефоне. Поэтому в первую очередь необходимо оптимизировать сайт под мобильные устройства. Кроме этого рекомендуется:
В 2018 году Google представил новую разметку Speakable, предназначенную для выделения фрагментов контента, которые должны быть озвучены в Google Assistant. Согласно текущей версии руководства по её использованию, пока данный вид разметки применяется только для контента на английском языке и доступен для пользователей США. Однако в будущем планируется запуск этой функции и для других стран и языков.
Локальная выдача Google стала точнее – теперь поисковая система формирует результаты поиска при помощи нейронного сопоставления и учитывает местонахождение пользователя, которое определяет по IP-адресу, либо с помощью геолокации на мобильном устройстве. Алгоритм лучше ориентируется в геозависимых запросах, даже если там нет упоминаний конкретных организаций.
Улучшают локальное продвижение следующие факторы:
Если продвигаетесь в нескольких регионах, учитывайте, что, по данным некоторых кейсов, Google, в отличие от Яндекса, хуже ранжирует поддомены. Он отдает предпочтение геопапкам - разделам внутри сайта, оптимизированным под нужный регион за счет добавления геоконтента (например, пункта самовывоза, блока с адресами клиентов в этом регионе, упоминаний).
Узнать больше об особенностях регионального продвижения в Google вы можете, прочитав статью нашего блога.
Страницы выдачи все больше заполняются блоками с быстрыми ответами и результатами поиска из сервисов Google, а также платными объявлениями контекстной рекламы. Поэтому сейчас, чтобы повысить CTR (кликабельность) сайта в органическом поиске, важно не только вывести его на первую страницу выдачи, но и сделать максимально заметным для пользователей.
Поможет выделить сайт среди других использование микроразметки. В этом случае вы получите увеличение ширины сниппета в поисковой выдаче и следующие дополнительные возможности:
В 2019 году Google стал поддерживать в поиске новые виды микроразметки - How to? и FAQ. Они предназначены для того, чтобы система лучше распознавала такие результаты и подтягивала их в сниппет и блок быстрых ответов.
Разметка FAQ нужна для оформления рубрики ответов авторов сайта на часто задаваемые вопросы - тогда её содержимое будет отображаться в сниппете.
Разметка How-to позволит разметить инструкции для блока быстрых ответов.
Росту CTR в органической выдаче также способствуют:
Хотя в англоязычном сегменте Google в 2019 году началось тестирование страниц с результатами поиска без показа URL-адресов в сниппетах.
Поисковая система всё чаще стремится давать ответ на вопрос пользователя сразу на странице выдачи, чтобы ему не требовалось переходить на какой-либо сайт.
В 2019 г. больше половины поисковых запросов в Google заканчивались кликами по быстрым ответам, расположенным над остальными результатами поиска – на так называемой нулевой позиции.
Расширяется круг тем, по которому Google показывает блок с быстрыми ответами. Прежде всего, это вопросы «как», «что», «кто» и т. п., а также рецепты, расписания, тарифы и инструкции.
Если раньше для данного формата отбиралась информация только из энциклопедических ресурсов, то сегодня используются и материалы из других источников, которые поисковая система признает авторитетными.
Для того чтобы информация со страницы вашего сайта могла попасть в блок ответов, подготовьте статью экспертного уровня по популярной у пользователей тематике. Рекомендуется создавать на странице текстовый блок, содержащий релевантный ответ из 40-60 слов, а в качестве заголовка для него прописывать вопрос пользователей. Ответ можно также давать в виде списка или таблицы. Оптимизируйте контент под выбранный запрос, используйте структурированную разметку.
Как правило, для нулевой позиции выбираются сайты из ТОП-10 Google с высоким показателем CTR.
Однако учтите, что страница, попавшая в такой блок, уже не будет дублироваться в нижеследующих результатах органической выдачи.
В выдаче Google стало значительно больше изображений и видео. При этом поисковая система отдает предпочтение собственным сервисам. Например, при поиске видеороликов в первую очередь будут предложены результаты с YouTube, которым владеет Google. В выдаче этой поисковой системы примерно 55% результатов содержат хотя бы одно видео, и 82% из них - с YouTube.
Создавайте видеоконтент в формате обзоров, интервью, отзывов, обучающего видео, вебинаров и размещайте его на собственном YouTube-канале. Свяжите канал с сайтом при помощи ссылок – так ваш ресурс получит дополнительный трафик.
Не забывайте размечать видеоролики и оптимизировать их для поиска – включите в заголовок слова из ключевого запроса, напишите описание и теги, из которых будет понятно, чему посвящено ваше видео.
Поиск по изображениям становится всё более популярным. Так, приложению Google Lens, предназначенному для распознавания визуальных объектов, с октября 2017 по 2019 гг. было задано более миллиарда вопросов.
Чтобы ваш сайт попадал в ТОП по визуальному запросу, нужно размещать на нем качественные оптимизированные картинки.
Google отдает предпочтение изображениям, у которых названия и описания в атрибутах alt содержат ключевое слово. Лучше, если картинка будет располагаться в верхней части страницы. Кроме того, домен сайта должен считаться поисковой системой достаточно авторитетным. Подробнее с требованиями к визуальному контенту можно ознакомиться в справочной статье для веб-мастеров.
Чтобы в Google Картинках появлялась подробная информация о товарах, добавьте на страницы с ними специальную разметку. Пользователи смогут прямо в поисковой выдаче увидеть цены, информацию о наличии товаров, а также отзывы с оценками.
Качество ссылочной массы всё еще остается важным фактором ранжирования в Google. Как показывают отечественные и зарубежные исследования, наблюдается сильная корреляция между общим количеством ссылок на страницу и ее рейтингом.
Сегодня задача ссылочного продвижения состоит в постепенном наращивании ссылочной массы, подборе авторитетных, подходящих по тематике сайтов-доноров, которые приведут на ваш ресурс целевую аудиторию, а также в подготовке естественного ссылочного профиля, включающего различные виды ссылок.
Применение ссылочного спама строго отслеживается алгоритмами Google – спамные ссылки теперь не учитываются и всё ещё могут привести к наложению санкций.
Для получения естественных обратных ссылок рекомендуется использовать популярные сегодня форматы:
Хотя ссылки сохраняют своё влияние на ранжирование, их наличие не позволит занять высокие позиции сайтам с плохим контентом или с низкой релевантностью. Сегодня только при учете всех важных факторов можно добиться успеха в поисковом продвижении.
Читать дальше подобные статьи